Интервью Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе Архимандрита Александра для газеты «Православная Москва».

© Газета "Православная Москва", майский выпуск 2004 г.

ЗДЕСЬ РУССКИЕ ЛЮДИ ВСПОМИНАЮТ О РОДИНЕ
Постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока назначен архимандрит Александр (Елисов). Представительство находится в столице Сирии - древнем Дамаске. Вот уже два года трудится батюшка в этой должности на земле Ближнего Востока.
Сегодня архимандрит Александр (Елисов) гость нашей газеты. С ним беседует корреспондент "Православной Москвы" А. ХЛУДЕНЦОВ.


Вопрос: Отец Александр, расскажите, что представляет из себя Антиохийская Православная Церковь?
Основателями Антиохийской Церкви были святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Оба они очень чтимы в этой Церкви. Из Священного Писания сразу вспоминается знаменитая Дамасская дорога, явление на ней Иисуса Христа Савлу - будущему апостолу Павлу, его духовное и телесное прозрение, его побег в корзине. Все эти места и события исторически запечатлены в Дамаске до сегодняшнего дня. Сохранился дом Анании, где крестили апостола Павла и где он прозрел. Его может посетить любой паломник, приехавший в Сирию. На этом месте сейчас построена христианская часовня.
В Антиохии последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами.
Из этой Церкви вышли замечательные ученые и ораторы, в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей, такие, как преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин. В Антиохии родился святититель Иоанн Златоуст, который был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру.
Исторически получилось так, что Антиохийский Патриархат на сегодняшний день окормляет большей частью народы арабоязычных государств, среди которых имеется хотя бы малая толика православных христиан. Каноническая территория этой Церкви - Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; ее юрисдикция распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной и Южной Америки и в Австралии. Главой Церкви является 166-й Патриарх Антиохийский Блаженнейший Игнатий IV (Хазим). Его резиденция и кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы находятся в Дамаске.

Вопрос: Отец Александр, расскажите о Вашей деятельности как Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе?
Она направлена на то, чтобы обозначить пребывание Русской Православной Церкви на территории тех государств Ближнего Востока, которые мы называли ранее.
Сегодня в Дамаске у нас имеется приход, который является центральным.
Здесь, в храме во имя священномученика Игнатия Богоносца, постоянно совершаются богослужения. Помимо дамасской мы сумели основать две русскоязычные общины: в Алеппо и в Латакии - портовом городе на севере Сирии. В этих общинах люди связаны между собой культурными, духовными традициями, они собираются на общие праздники, бывают на богослужениях, которые я там совершаю.
Антиохийская Православная Церковь с огромным пониманием относится к потребности русскоязычных граждан иметь свое духовное пространство. С любовью нам предоставляют безвозмездно храмы, причем самые лучшие, для совершения богослужения. В городе Алеппо - это кафедральный собор во имя святого пророка Илии, в Латакии - храм святого Архангела Михаила. После службы мы собираемся все вместе в просторном зале, чтобы пообщаться, поговорить на духовные темы. Нас радует, что на территории мусульманского государства происходит духовное возрождение среди русскоязычной диаспоры.
На наши богослужения приходит немало и православных сирийцев. В последний раз, когда я был в Латакии, в храме собралось не менее 60 человек, среди них было около 20 сирийцев, которые исповедовались и причащались.
Недавно по благословению митрополита Алеппского Павла я встречался с православной общественностью и духовенством местной епархии Антиохийской Церкви. Рассказывал о нашей Церкви, о ее истории и сегодняшнем дне, отвечал на многочисленные вопросы. Встреча проходила в кафедральном соборе и собрала не менее тысячи человек.
И в Сирии, и в Ливане наблюдается живой интерес к жизни Русской Православной Церкви не только со стороны русскоязычных граждан, но и местных жителей. Мне хочется сказать несколько слов и о приходе в Бейруте - в столице соседнего государства Ливан. Здесь у нас служит постоянный священник - отец Анатолий Егоров, который окормляет приход. Эта православная община находится в состоянии активного возрождения, она набирает силы.
На сегодняшний день у нас также организована община в Королевстве Бахрейн, имеется постоянный приход в Тегеране. Богослужение там совершает игумен Александр (Заркешев). Он имеет возможность окормлять два прихода в Арабских Эмиратах. Конечно, пока даже не идет речь о выделении здесь земли под храм, о его строительстве. Но, тем не менее, наши соотечественники уже имеют возможность молиться на родном языке, исповедаться и причаститься.

Вопрос: А как они узнают расписание богослужений?
По информации, которую мы выставляем в Интернете. На нашем сайте помещается даже карта маршрута, на которой отмечено, как проехать до того храма, где будет совершаться Божественная литургия. Кроме того, приходские газеты Антиохийской Церкви безвозмездно публикуют на своих страницах объявления о наших предстоящих службах.

Вопрос: Отец Александр, у Вас много помощников?
Конечно, без них было бы невозможно решать те задачи, которые на меня возложены. И помощь таких людей весома и деятельна. Недавно Святейший Патриарх Алексий II отметил прихожан, потрудившихся на ниве Церковной, высокими наградами. В Представительстве я вручу их от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви этим людям. Они во многом помогли мне, чтобы здесь, на Ближнем Востоке, сложились общины Русской Православной Церкви, велась литургическая жизнь. Среди награжденных не только русскоязычные граждане, но и православные сирийцы.
В Дамаске, например, медалью Преподобного Сергия Радонежского награждены два члена Антиохийской Православной Церкви. Один из них - протоиерей Петр Бутрос, который во многом способствует нашему Представительству в постоянных контактах с Патриархией Антиохийской Церкви, поддерживает наши инициативы в проведении встреч, бесед, вечеров в разных городах. Другой гражданин Сирии, Самер Ляхам , отвечает за внешние церковные контакты Антиохийской Православной Церкви. Он много потрудился над тем, чтобы состоялся визит Блаженнейшего Патриарха Игнатия IV в Москву в 2003 году. Самер Ляхам содействовал тому, чтобы на Ближний Восток приехал и выступил с концертами в Сирии и в Ливане хор Московских духовной академии и семинарии под руководством игумена Никифора (Кирзина). Делегацию возглавлял председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений. Благодаря этому визиту были осуществлены очень важные встречи с руководством Баламандского православного университета в Ливане, проявлены взаимные инициативы по налаживанию контактов между духовными школами наших стран.
В Ливане орденом Равноапостольной княгини Ольги награждена одна из старейших прихожанок нашего Бейрутского прихода - И. А. Жабр. Родители ее родом из Санкт-Петербурга, они покинули Россию с первой волной эмиграции. Сама Ирина Алексеевна родилась уже за границей, но с огромным энтузиазмом, с любовью и патриотизмом радеет за интересы Русской Православной Церкви. Она неустанно боролась за то, чтобы ни при каких обстоятельствах не был закрыт приход Русской Православной Церкви в Бейруте. Благодаря ее ходатайствам, хождению по инстанциям этот приход сохранился и возродился. И. А. Жабр издала свою монографию о жизни русской диаспоры на Ближнем Востоке.
Вспоминая историю своей семьи, Ирина Алексеевна рассказала историю всей эмиграции, которая оказалась в этих краях. Ценность книги значительна, она являет собой огромный вклад в историю русской эмиграции и в историю России.
Среди награжденных и гражданин Ливана Сухейль Фарах, академик Российской Педагогической Академии, основатель Ливано-российского дома. Он знакомит жителей страны с русской богословской и философской мыслью, читает лекции о России, осуществляет переводы русских авторов. Господин Сухейль Фарах является связующим звеном между ученым миром Ливана и России. Святейший Патриарх Алексий отметил его заслуги перед Русской Православной Церковью медалью Святителя Макария Московского.
Татьяна Николаевна Жамаль-Хабарова - председатель русского отделения одной из видных ливанских туристических фирм. Она пытается возобновить православное паломничество в эту часть Святой земли.
Эти люди и многие многие другие помогают мне осуществлять свою деятельность как Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока.

Вопрос: А когда было открыто наше Представительство?
В 1948 году был организован приход Русской Православной Церкви в Бейруте.
Это произошло не без инициативы со стороны митрополита Гор Ливанских Илии Карама, которого в России очень многие знают и почитают. В годы Великой Отечественной войны он был тесно связан с Русской Православной Церковью, молился за наш народ о даровании победы в этой кровопролитной войне. А в 1957 году в Дамаске было открыто Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии.
Здание, в котором находится наше Представительство, построено в 1972 году. При нем имеется храм, освященный в 1973 году во имя священномученика Игнатия Богоносца Антиохийского. Предание называет его вторым или (если считать апостола Петра) третьим епископом Антиохии. Во время вспыхнувших при Траяне (98 - 117 гг) преследованиях на христиан святой был замучен и казнен в Риме.
При этом нашем храме существует две общины: русскоязычная и сирийская.
Наша церковь находится в районе, где нет иного христианского храма, поэтому православные люди из числа арабов, которые живут на территории этого района, используют наш храм как свой приходской. Для них священник Антиохийской Церкви совершает богослужение на арабском языке. А для русскоязычных прихожан службы ведутся на церковнославянском. Если до середины 90-х годов сирийская община количественно превалировала над русскоязычной, то сейчас ситуация изменилась. Ныне русский приход по количеству перерос сирийский.

Вопрос: С чем, на Ваш взгляд, связано такое оживление в жизни русскоязычной православной общины?
Прежде всего, со стремлением людей иметь для себя духовное наполнение в своей жизни. Духовность подобна Духу Святому - в какой-то момент вдруг тронет сердце человека, и тот начинает тянуться к Церкви. В этом нет ничего искусственного, это естественное пробуждение человеческой души.
Сейчас при нашем приходе образовался очень хороший хор, регентом которого является Ирина Павловна Шаховцова, выпускница Московской консерватории.
При храме имеется библиотека. В ней собраны не только книги, но и музыкальные произведения, видиокассеты. Что-то я лично привез из России, что-то дарили прихожане.
Приходят ко мне и спрашивают: "Отец Александр, я еду в Москву. Что привезти?".
"Привезите две книги", - прошу я.
Кто-то привозит две, а кто-то и с десяток. Так пополняется наш фонд.

Вопрос: А есть при храме воскресная школа для детей?
При нашем посольстве в Сирии имеется общеобразовательная школа, она довольно-таки многочисленная, в ней обучается до 350 ребят. Это дети наших сограждан, которые находятся в Сирии по контракту. Я часто встречаюсь с ними. Мои беседы рассчитаны на учащихся разного возраста - отдельно для старшеклассников, отдельно для малышей. Те же дети, которые родились в результате смешанных браков, по сирийским законам не могут быть православными. Здесь традиция такова: ребенок должен принять веру своего отца. Так что дети от смешанных браков воспитаны в мусульманской традиции.
В Бейруте больше христианского населения, на сегодняшний день в Ливане проживает приблизительно 60 процентов мусульман и 40 христиан. Здесь мы имели возможность создать воскресную школу, не нарушая местных законов.

Вопрос: А кто составляет православную общину, к примеру в Дамаске?
Основная категория - женщины, вышедшие замуж за граждан Сирии. Для них эта страна стала второй Родиной, но при этом они не хотят забывать и Россию.
Часть прихожан - это люди, которые приехали сюда учиться или, наоборот, учить. Среди них много специалистов, которые преподают в Сирии, - математики, физики, музыканты, а также представители дипломатического корпуса, сотрудники российских фирм, открытых на территории Сирии.
Каждое воскресенье мы собираемся все вместе. У нас не бывает богослужения без его продолжения - встречаемся в непринужденной обстановке за чаем, за беседой. Здесь русские люди вспоминают о Родине.

Вопрос: Как складываются у Вас взаимоотношения со священнослужителями Антиохийской Православной Церкви?
Они очень тесные и доброжелательные. Например, мы осуществляем постоянные контакты с Патриархом Антиохийской Церкви Блаженнейшим Игнатием IV. Обговариваем с ним все наши проблемы, обсуждаем самые разные темы, касающиеся Православной Церкви. Этот живой, естественный и непринужденный контакт сказывается на наших взаимных действиях в общеправославном масштабе.
Блаженнейший Патриарх - это Пастырь с большой буквы. Его заботы о Церкви, несмотря на преклонный возраст, постоянны. Он часто бывает в разъездах, встречается со своей паствой, с руководством страны, он заботится о том, чтобы открывались и строились новые храмы.
Что касается наших пастырских нужд в окормлении верующих, у меня нет ни одного примера, когда бы я получил какой-то отказ или непонимание со стороны духовенства Антиохийской Церкви.

Вопрос: Вам приходится нести свое служение в странах с сильной мусульманской традицией. Как к Вам относится местное население? Можете ли Вы, к примеру, свободно ходить по городу в монашеском облачении?
Всюду хожу только в рясе -у меня нет другой одежды. А если я вдруг надену цивильный костюм, то меня не поймет никто - ни мусульманин, ни христианин.
Восток -удивительное место, где религиозное убеждение почитается независимо от того, согласен я с этим мировоззрением или нет. И если священник выйдет на люди в гражданской одежде, он уже не будет священником ни для кого: ни для своих собратьев, ни для мусульман.
Я никогда не ощущал на себе недобрых взглядов со стороны местного населения.
Более того. Когда идет человек, облаченный в церковные одежды, он сразу располагает к себе, к нему относятся с особым уважением. Будь то при прохождении границы из одной ближневосточной страны в другую, будь то в государственном учреждении, будь то даже на рынке, куда приходится ходить за продуктами.
Другое дело, отношения в разносоставных семьях, когда муж - мусульманин, а жена - православная. Каждая семья имеет специфические черты. Бывают очень доброжелательные мужья, которые сами привозят жен на богослужение, терпеливо ожидают, когда закончится служба, и после увозят их домой. Причиной раздора иногда могут быть дети. Наши женщины по сложившейся у нас традиции пытаются своих чад воспитывать в православной вере. В этом случае они могут получить отпор от мужа. Конечно, женщина сама должна видеть и понимать семейную ситуацию. Но ни в одной семье враждебности в отношении лично к себе или к нашей вере я не ощущал.
Конечно, это не означает, что в Сирии или в Ливане не существует некоего экстремизма в сознании. Думаю, такое явление имеет место в любой мусульманской стране, но это не свойственно, на мой взгляд, исламу, как таковому. А экстремизм, о котором мы узнаем из газет и телепередач, - это своего рода болезнь, но уже другого плана - идеологического. В основном же в этих странах наблюдается толерантное отношение к вере другого человека.

Вопрос: Это связано с многовековой культурой арабских народов?
Думаю, что да. Общение с христианством в условиях сосуществования в одном государстве у этих народов очень давнее. Христианство там появилось раньше мусульманства. Но когда мусульманство пришло на эти земли, оно нашло здесь не пустыню, а уже сложившуюся христианскую культуру и традиции. В те времена даже и праздники у них были общие, что происходит до сегодняшнего дня.
Если это христианское Рождество, то в стране объявляется общий выходной день.
Если это мусульманский рамадан, то на торжество праздника приглашаются и христиане. Такая традиция за века настолько прижилась, что сегодня нужно приложить немалые усилия, чтобы разрушить сложившийся порядок вещей.

Вопрос: А чем привлекательны Сирия и Ливан для российских паломников?
Нам бы очень хотелось, чтобы паломнические поездки в эти страны активизировались.
У нас составлены хорошо продуманные и отработанные на практике программы для православных путешественников. И Сирия, и Ливан - часть Святой земли, библейская Палестина, куда издревле устремлялись русские паломники. На сегодняшний день в Сирии есть немало мест, которые интересны православным россиянам. Например, Дамаск. Этот город тесно связан с жизнью святого апостола Павла. В нем имеется несколько мест, где проходила земная жизнь преподобного Иоанна Дамаскина.
В Алеппо, к примеру, остались развалины монастыря, где подвизался святой преподобный Симеон Столпник. Неподалеку от Дамаска расположен храм святого Илиана. Это один из первых катакомбных христианских храмов, основанный в 53 году. А рядом храм, в котором в 60-е годы прошлого столетия была обнаружена часть пояса Пресвятой Богородицы. Он был спрятан в обложке старинной церковной книги.
На территории Ливана тоже имеется немало древних христианских памятников. На севере страны действует монастырь святого Иакова Персянина, где находятся его мощи. В горах над морем находится женская обитель, посвященная Нурейской иконе Божией Матери. Монастырь был создан еще в IV веке в честь явления Царицы Небесной морякам, которые терпели крушение. Именно здесь митрополиту Гор Ливанских Илие Караму было явление Божией Матери, когда он во время Великой Отечественной войны молился о спасении России.
В Амьюне есть древняя икона Божией Матери византийского письма, она датируется VI веком. Начиная с 1995 года, она мироточит. Сам Бейрут - это город, связанный с чудом святого Георгия Победоносца. Неподалеку от столицы Ливана имеется монастырь пророка Илии, где до сих пор со времен дореволюционных ощущается присутствие русского монашества. Здесь много икон русского письма. До сегодняшнего дня там хранится богослужебное Евангелие с дарственной надписью святителя Филарета, митрополита Московского.
Думаю, русские православные паломники прикоснутся душой к той благодати, которая избытчествует на святой земле древней Палестины.

Отец Александр, благодарим Вас за беседу. От имени всех читателей газеты "Православная Москва" желаем Вам помощи Божией в Вашем многотрудном служении.


© Газета "Православная Москва", майский выпуск 2004 г.